Пифагор Самосский (570-490), живший в VI-V вв. до н.э. - древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель.

Пифагор первым в истории медицины обратил внимание не только на больного, но и на здорового человека, считая здоровье гармонией всех элементов человеческого организма, связанных с проявлением духовной и телесной жизни.

Пифагор справедливо полагал, что здоровье – гармония всех элементов человеческого организма, сочетание разнообразных и противоречивых качеств, связанных с проявлениями и духовной, и телесной жизни. «Чтобы достигнуть идеала, человек должен достигнуть трех совершенств: осуществить истину в разуме, праведность в душе, чистоту в теле. Мудрая гигиена и разумная воздержанность должны поддерживать телесную чистоту. Чистота – это не цель, а средство. Всякое телесное излишество оставляет следы и как бы загрязняет астральное тело, живой организм души; а, следовательно, страдает и дух».

На пути сохранения здоровья для исцеления тела Пифагор советовал бороться со страдательными состояниями души: гневом, заносчивостью, тщеславием, унынием, скаредностью, трусостью, алчностью, насильственной похотью и духовной леностью. Искоренение этих страстей исцеляет от страданий не только душу, но и тело.

Путь к здоровой жизни Пифагор рекомендовал начинать с правильного питания. Любой продукт питания, по мнению Пифагора, порождает свойственное лишь этому продукту состояние души, поэтому нельзя есть пищу, во-первых, чуждую богам, во-вторых, пищу, которая считалась священной. К первой группе относилось, в частности, мясо, а также вино (впрочем, и то, и другое Пифагор все-таки разрешал потреблять ученикам в ограниченных количествах), ко второй - мальва, считавшаяся первым вестником тяготения небесного к земному и использовавшаяся Пифагором при длительном уединении и медитациях, и бобы. Пифагор, не рекомендовал, есть пищу, которая мешает чистоте души и ясности сновидений. В античном мире это прежде всего относилось к мясным продуктам. Пифагор настоятельно рекомендовал не есть мяса городским чиновникам накануне рабочего дня и, особенно, судьям накануне судебных разбирательств. Вареную пищу Пифагор не советовал жарить, так как считал недопустимым смешивать свойство мягкости, присущее вареному, со свойством гнева (огня), присущим жареному.

Пифагор предупреждал строго об одном – о необходимости соблюдать умеренность в еде и питье.

Ученики Пифагора делились на 2 большие группы, первую из которых составляли последователи и продолжатели дела (их называли пифагорейцами, эзотериками, познавателями и математиками), а вторую - подражатели (пифагористы, экзотерики или акусматики). Для акусматиков придумывались своего рода пословицы (или акусмы, легко запоминаемые и отражающие основные ключевые позиции философии Пифагора. Интересны некоторые из них:

"Что всего разумнее? - Время: одно оно уже открыло, а другое еще откроет"

Что всего неотъемлемей? - Надежда. Она есть и у тех, у кого больше ничего нет"

"Что всего полезней? - Добродетель. Она делает полезным и все остальное хорошим пользованием"

"Что всего вреднее? - Порок. Он больше всего портит вещей своим присутствием"

"Что самое трудное? - Познать самого себя"

"Что всего сильнее? - Неизбежность. Она неколебима"

"Что самое праведное? - Жертвовать"

"Что самое мудрое? - Наука врачевания"

"Что самое прекрасное? - Гармония"

"Что самое сильное? - Мысль"

"Что самое лучшее? - Счастье"

"Во время гнева не должно говорить, ни действовать"

"Как не коротки слова “да” и “нет”, все же они требуют самого серьезного размышления"

"Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питье"

Пифагорейцы лечили тело гимнастикой и наружными лекарствами, а душу - музыкой. Они избегали отрицательных эмоций: гнева, уныния и душевной тревоги. При лечении пифагорейцы предпочитали наружные средства внутренним, а тем более - хирургическому вмешательству.

Пифагор и его последователи придавали огромное значение контролю и управлению эмоциями и постоянно заботились о поддержании в себе ровного позитивного настроения. Пифагор неукоснительно требовал, чтобы раздраженный или, тем более, разгневанный человек не принимал никаких решений и не совершал никаких действий. Пифагор учил, что никогда не нужно позволять человеку делать все, что ему захочется: «Все люди знают, чего они хотят, но мало кто знает, что ему нужно». Наряду с контролем над эмоциями тщательному анализу подвергались желания человека. Желания человека разнообразны и бесконечны, они могут породить стремления к наслаждениям, а наслаждения, как отмечал Пифагор, - постоянные спутники малых и больших заблуждений.

В медицинском мире Пифагор также известен тем, что он заложил основы музыкотерапии. Он составил гармонический ряд и заложил основы музыкальной грамоты, придавал огромное значение использованию музыки для лечения. Пифагор отдавал явное предпочтение струнным музыкальным инструментам. Таким образом, Пифагору принадлежит открытие терапевтического эффекта музыки. Он полагал, «что музыка во многом содействует здоровью, если пользоваться ею соответственно подобающим ладам, так как человеческая душа и весь мир в целом имеют музыкально-числовую основу».

Пифагор классифицировал мелодии, применявшиеся для лечения, по болезням и имел для каждого заболевания собственный музыкальный рецепт. Некоторые мелодии были выдуманы, для того чтобы лечить пассивность души, чтобы та не теряла надежд и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Помимо музыки Пифагор использовал в медицинских целях и декламацию стихов Гомера из «Илиады» или «Одиссеи», причем для каждого типа заболевания также подбирал соответствующие отрывки.

В основе пифагорейской медицины лежали диететика, определявшая характер и дозировку пищи и учившая правильному чередованию работы и отдыха, гимнастика, которая поддерживала бодрость тела, и музыка, в целительную силу которой пифагорейцы твердо верили. Это во многом совпадает с основными направлениями современной медицины